Пятница, 18.08.2017, 23:10

Резервный сайт  школы№769                                                                               Тел.: (495) 495-44-30


Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Вход/регистрация

Основы финансовой грамотности предпринимателя

Поташева Л.Н.,

Старший преподаватель кафедры экономики МИОО

программа дисциплины

Основы   финансовой грамотности предпринимателя

на базе компьютерных обучающих деловых игр "Бизнес-курс»

Пояснительная записка

Программа курса «Основы финансовой грамотности предпринимателя» на базе компьютерных обучающих деловых игр "Бизнес-курс»    - дополнительная общеобразовательная программа элективного курса для учеников в  системе дополнительного образования центров, школ, лицеев, гимназий, колледжей, старших классов общеобразовательных школ, студентов образовательных учреждений среднего полного профессионального образования (для любого профиля обучения).

В программу включены:

  • пояснительная записка, в которой определены значимость курса, цели, задачи, ожидаемый результат, формы и методы организации учебных занятий; предполагаемый контингент обучающихся (для кого предназначены);
  • учебно-тематический план;
  • содержание программы с названием тем, цели занятий, с основными вопросами лекций, семинаров;
  • список основной и дополнительной литературы.

Программа данного курса носит фундаментально-прикладной характер. Это обусловлено необходимостью включения в содержание курса теоретических подходов к финансированию организации, содержанию и методам обучения основам финансовой грамотности, а также занятий по формированию опыта их применения, в том числе с использованием ИТ.

Программа соответствует государственному образовательному стандарту среднего и среднего профессионального образования (государственным требованиям к программам дополнительного образования). Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов по дополнительному образованию и новейших тенденций в области модернизации образования.

Возраст обучающихся   14 – 18 лет

Программа рассчитана на учащихся системы дополнительного обучения центров,   школ, лицеев, гимназий, колледжей.

Срок реализации программы: 1 учебный год. 

Курс имеет объем 72 (108) часа общей нагрузки. 

Количество детей в группе: от 10 до 15 обучающихся

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся еженедельно по 2 часу (3 часа)

Виды аттестации по курсу: начальный, промежуточный и итоговый контроль (игра - соревнования),  финальная игра.

Ресурсное обеспечение курса

- временное (ауд. работа/самостоятельная работа)

-технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером, соревнования)

- технический ресурс (аудиторный фонд, доска, ПК, компьютерные деловые игры  "БИЗНЕС-КУРС",  учебные материалы Интернета)

-индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы).

Стратегические задачи, сформулированные в «Концепции модернизации российского образования», ориентируют всю систему российского образования на развитие в соответствии с национальными интересами и с учетом общемировых тенденций. Начиная со школы, предполагается «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности». Таким образом, образование  обновляется на основе усиления практической направленности и реализации компетентностного подхода. Практико-ориентированному образованию необходимо базироваться на разумном сочетании традиций и новаций: фундаментального образования и практической подготовки. Именно такое образование в большей степени сможет способствовать развитию фундаментальной науки и прикладных наук, а также практической экономической деятельности, необходимых для инновационного развития современного российского общества. В марте 2008 года при поддержке Всероссийской политической Партии «Единая Россия» стартовала Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России», направленная на повышение финансовой культуры и защищен­ности всех слоев граждан.

Во всем мире признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть – управление виртуальным экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер. Школьникам предоставляется уникальная возможность управ­лять собственной компанией в условиях конкурентного окружения, то есть моде­лировать мир реального бизнеса. Используя компьютер, они могут собственноручно принимать стратегические решения. Игры  помогают применить знания, почерпнутые из курса «Экономика», в ситуации реальной деловой конкуренции.                               

Преподавание  курса основано на широком использовании интерактивных моделей образовательных комплексов (далее – ОК) -  учебных пособий  CDR «Экономика и право», «Экономика. Практикум»,  «Экономика 9-11 классы» и компьютерных деловых игр: "БИЗНЕС-КУРС", «МЭКОМ».                                                   

Курс рассчитан на учащихся, имеющих общую подготовку по информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий. Курс закладывает фундамент фи­нансовых знаний, знакомит с деятельностью финансовых институтов и инвестиционных пос­редников, совокупностью финансовых инстру­ментов, с которыми человеку приходится стал­киваться на протяжении всей своей жизни.    

Целью курса является:  формирование базовых компетенций в области  финансовой  грамотности,  создание условий для социализации учащихся в будущей жизни на основе осознанного определения своих интересов и возможностей.

Задачами курса являются:

  • формирование базовых компетенций в области  финансовой  грамотности,
  • развитие навыков управления фирмой в условиях конкуренции; 
  • изучение широкого круга вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий;
  • развитие у школьников соответствующих жизненных и учебных навыков, умений принимать решения;                                          
  • формирование у  школьников практических навыков.

Курс предоставляет многочисленные возможности для получения, развития и закрепления у школьников важных навыков:             

  • решения проблем и развития практического мышления;    
  • исследования и анализа полученных данных;    
  • понимания графиков и таблиц;                 
  • работы в малых группах и руководства ими.

Главной  важной особенностью программы является ее прикладной характер. Компьютерные игры поддерживает высокий интерес учащихся к изучению предмета, прививают навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений.  Игры  моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся устанавливают цены на свой товар, определяют объем производства, объемы вложений в строительство и оснащение оборудованием, планируя расходы на маркетинг и научно-исследовательские работы, дают великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные учащимися на уроках.

Учебно-тематическое планирование

Содержание

I Введение

Обзор компьютерных деловых игр: «МЭМ», «МЭКОМ», компьютерные обучающие деловые игры "Бизнес-курс»: «Предприятие», «Корпорация», «Корпорация «Плюс», «Корпорация «Максимум». Возможности  программного продукта.

Организационно – правовые формы бизнеса. Акционерное общество: виды, особенности.

Рынок ценных бумаг как часть финансового рынка, его роль и значение для экономики.

Виды и классификация ценных бумаг. Акции, их правовой статус, условия выпуска.

Инвесторы и их инвестиционные стратегии на финансовом рынке. Генеральное направление инвестиционной политики должно заключаться в постепенном освоении новых видов производств. Инвестиции: цель, возможности. Игра

II Правила игры и основные показатели рейтинга

Правила игры. Особенности принятия решений в игре. Рейтинг:  показатели, значение

Основные показатели рейтинга:

  • годовая чистая прибыль;
  • годовая рентабельность собственного капитала;
  • рыночная цена акции

Прибыль: понятие,  виды, планирование, решения. Прибыль как источник дальнейшего развития предприятия. Дивиденд: решения, выплаты. Оптимальные  пропорции потребления и накопления. Эмиссия  акций с целью привлечения дополнительных средств  для развития фирмы. Игровые курсы и сценарии. Соревнования.  Обсуждение стратегий.

III Управленческие решения по организации производства

Покупка  и списание оборудования. Покупка оборудования: тип, стоимость.   Под оборудованием понимается комплект станков, машин, механизмов, обеспечивающих полный цикл производства в одном цехе. Такой комплект приобретается, учитывается и списывается как единое целое. По правилам игры, от момента принятия решения о покупке оборудования до начала его эксплуатации проходит ровно два месяца. В новом месяце, когда принято решение, оборудование оплачивается и монтируется в свободном цехе, а с начала третьего месяца вступает в эксплуатацию.

Покупка сырья: тип, цена. Освоение новой продукции. Открытие новых цехов.

Амортизация. Списание оборудования. Игра.

IV  Управленческие решения по управлению производством

Количество смен. Коэффициент рабочего времени. Уровень оплаты труда. Расходы на контроль качества. Игра.

V  Управленческие решения по рыночной политике

Цена на продукцию. Принятие решений по расходам на рекламу. Ставка комиссионных по сбыту. Качество продукции. Анализ прогноза спроса на продукцию в текущем месяце. Решения по сбыту продукции. Реализация  продукции в условиях конкуренции

Игра.

VI  Управленческие решения по финансовому менеджменту

Выбор  направления долгосрочных инвестиций.  Выбор  источников их финансирования:          

  • нераспределенная прибыль;
  • кредиты, стоимость кредита;
  • эмиссия.

Согласование  дивидендной и эмиссионной политики.

Кредиты: виды, решения. Получение кредитов:  сумма, срок. Овердрафт. Открытие депозитов. Выплата дивидендов. Выпуск акций. Банкротство. Прогноз  денежного потока.

Игра на фондовом рынке.

С помощью пункта Финансовые операции можно принимать решения по  финансовой деятельности предприятия.  Прежде всего, на первых этапах игровых курсов  придется столкнуться с необходимостью выбирать виды и суммы кредитов для того, чтобы обеспечить налаживание процесса производства и реализации продукции.

Овердрафт - экстренный кредит выдается банком автоматически в размере нехватки денежных средств  сроком на один месяц (с автоматическим возвратом) под удвоенные проценты (по сравнению с обычным месячным кредитом).

В случае появления свободных денежных средств игроки могут принимать решение об открытии депозита, т.е. срочного банковского вклада, предусматривающего выплату процента. Депозиты можно открывать на срок до одного года, причем процент по депозиту тем выше, чем больше срок. По  истечении  договорного  срока депозит закрывается автоматически с выплатой процента за весь период нахождения денежных средств  в банке. Очевидная   цель  депозитной  политики  - эффективное использование свободных средств  предприятия.

Можно принять решение   о досрочном закрытии депозита, если не хватает денежных средств для текущих расходов. При этом следует иметь в виду, что процент по досрочно закрываемому депозиту не выплачивается.

После прохождения каждого квартала необходимо принимать решение о выплате дивидендов по акциям своего предприятия. При этом   дивиденды за отчетный период календарного года (3, 6, 9 и 12 месяцев) не должны превышать чистой прибыли за тот же период. В этих рамках игроки имеют полную свободу в установлении размера дивидендов на акцию и порядка их выплаты в соответствии с выбранной дивидендной политикой.

В разделе Прогноз представлен прогноз денежного потока на следующий месяц, которым рекомендуется руководствоваться при принятии управленческих решений. Удобнее всего держать это окно активным в правом нижнем углу.

По правилам игры, предприятие объявляется банкротом в том случае, если два месяца подряд ему необходим экстренный кредит столь большого размера, что после его получения общая сумма выданных кредитов становится больше кредитного лимита

Проверьте прогноз денежного потока и в случае необходимости возьмите краткосрочный кредит, покрывающий нехватку денежных средств

Игра "БИЗНЕС-КУРС" позволяет глубоко прочувствовать сущность финансового менеджмента, т.е. науки об управлении финансами предприятий. Участникам игры придется решать проблемы, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры реальных корпораций: выбор направления долгосрочных инвестиций; выбор источников финансирования долгосрочных инвестиций; управление оборотными средствами и, прежде всего, денежным потоком. Игра

VII  Текущие  проблемы производственного менеджмента

Эмиссия  акций. Получение кредита. Производство  продукции двух видов.

Если нужны дополнительные финансовые ресурсы, то можно принимать решение о выпуске акций. По условиям игры, новые выпуски  акций  целиком продаются  подписчикам (крупным инвестиционным компаниям, банкам) по эмиссионной цене, которая всегда меньше рыночной цены акций. Подписчики перепродают новые акции рядовым инвесторам уже по рыночной цене и получают на этом свой доход. Эмиссионная цена диктуется подписчиками. Она тем ниже, чем больше объем выпуска. Если эта цена оказывается меньше номинальной стоимости акций (1 руб.), то эмиссия не разрешается

С целью привлечения финансовых средств  предприятие может принимать решение о получении кредита.

Кредиты выдаются банком лишь в пределах кредитного лимита, который равен 100% от    величины собственного капитала предприятия, т.е. суммы акционерного капитала (поступлений от эмиссии акций) и нераспределенной прибыли. Таким образом, рост каждой из этих частей собственного капитала приводит к расширению возможностей фирмы по получению кредитов.

Участники могут брать как краткосрочные кредиты (сроком до одного года), так и долгосрочные (сроком свыше года), причем краткосрочные кредиты выдаются на любые текущие цели, а долгосрочные - только на покупку оборудования.

Проценты по кредитам уплачиваются ежемесячно. Ставка процента по кредиту тем выше, чем больше его срок.  Игра.

VIII  Анализ и планирование деятельности

После выбора пункта Анализ в верхнем меню появится следующее подменю:

Игровой рейтинг.  Финансовые показатели.  Налоговые показатели. Инвестиционные показатели. Операционный анализ. Структура  капитала. Анализ цены капитала. Анализ фактических инвестиций. Эмиссионная политика -  анализ показателей. Рынок акций. Журнал сообщений.

Все эти пункты, за исключением пункта Рынок акций, посвящены анализу хозяйственной деятельности предприятия, который делится на финансовый анализ и управленческий анализ.

Пункт Финансовые показатели предоставляет возможность анализа ряда финансовых и экономических показателей: ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и т.д.

Пункт Операционный анализ позволяет рассмотреть структуру производственных затрат и совокупных затрат, точки безубыточности и запас прочности, чувствительность прибыли и операционные рычаги.

Пункт Анализ цены капитала открывает доступ в следующие разделы программы:

  • Цена капитала и финансовый рычаг.
  • Цена дополнительного капитала.

Пункт Рынок акций открывает возможность анализа курса для покупки или продажи акций других организаций.

Наряду с детальной отчетностью в числовой форме программа содержит обширную систему визуального представления информации в виде графиков и диаграмм. Доступ к ним осуществляется через одноименные пункты верхнего меню (см. Графики и диаграммы).  Игра

 IX  Отчетность предприятия

Бухгалтерская.  Управленческая. Финансовая. Налоговая.

В разделе Отчеты можно получить информацию, касающуюся бухгалтерской отчетности, движения финансовых средств, налоговой отчетности. Игра.

X  Оценка эффективности управления

Формирование  рейтинга. Рыночная   цена акций. Эмиссионная  политика. Игра.

XI  Бухгалтерский  учет как основа разнообразной отчетности предприятия

Вопросы  учета. Финансовая   отчетность. Налогообложение. Соответствие  российскому законодательству. Игра.

ХII   Общее и различие  компьютерных деловых игр

Деловая игра "Бизнес-курс: Предприятие»

Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация»

Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация «Плюс»

Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация «Максимум»

ХIII  Соревнования.

Обсуждение игровых стратегий, подведение итогов.

Резервное время

Библиографический список

  1. Тимохов А.В. , Тимохов Д.А. «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»: учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2011
  2. Берзон Н.Н. Экономика Основы финансовых знаний. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. . - М.: Вита-Пресс,  2011 
  3. Берзон Н.Н. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие по элективно­му курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс,  2010      
  4. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. Учебник для 9-11 классов. М.: Вита-Пресс,  2009   
  5. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство. М., ИНФРА –М, 2009     
  6. Исаева Н.А. и др. Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы Карл М. Финансы и статистика, 1999
  7. Киреев А. Экономика. Учебник.  М.: Вита-Пресс,  2011
  8. Розанова Н.М. Моя фирма. Учебное пособие по элективно­му курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс,  2009
  9. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента. Учебное пособие по элективно­му курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс,  2010
  10. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективно­му курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс,  2010
  11. Тесленко И.Б. Менеджмент. Учебное пособие по элективно­му курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс,  2009

Учебные компьютерные  пособия, игры

  1. Компьютерные деловые игры  "БИЗНЕС-КУРС" Москва, ООО» ВККБ», 1995-2010
  2. «Предприятие»,
  3. «Корпорация», 
  4. «Корпорация «Плюс», 
  5. «Корпорация Максимум».
  6. Образовательные комплексы (далее - ОК) - Учебные пособия  CDR:
    1. «Экономика и право»,  Москва, издательство  «1С», 2008 г
    2. «Экономика. Практикум»,  Москва, издательство  «1С», 2008г
    3. «Экономика 9-11 классы» Москва, издательство  «1С», 2009 г.

Ресурсы Интернет-сети

  1. www.rbc.ru — Сайт «РосБизнесКонсалтинг».
  2. www.cbonds.ru — Сайт Аналитического агентства «cbonds».
  3. www.Investfunds.ru — Сайт, посвященный деятельности инвестицион­ных фондов
  4. http://www.invest-prosvet.ru  - Центр инвестиционного просвещения  (некоммерческий фонд)
  5. http://www.schoolmoney.ru  --  Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег»   
  6. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ
  7. http://document.kremlin.ru – официальное интернет – представительство Президента России
  8. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы
  9. http://www1.minfin.ru – сайт Министерства  финансов РФ
  10. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
  11. www.cbr.ru – сайт Банка России
  12. www.fcsm.ru – сайт Федеральной службы по финансовым рынкам
  13. www.rts.ru – сайт биржи RTS
  14. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда

Периодическая печать

  1. Д-ШТРИХ: журнал о личных финансах
  2. Журнал «Рынок ценных бумаг»
  3. Журнал «Спрос»
  4. Журнал  «Деньги»
  5. Журнал «Финанс»

Опубликовано:

Приложение  к журналу «Внешкольник» «Дополнительные образовательные программы»   №6 (12) 2010 ФГУ ФИРО ООО «Новое образование» 2010