Пятница, 15.12.2017, 03:28

Резервный сайт  школы№769                                                                               Тел.: (495) 495-44-30


Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Вход/регистрация

Преподавание экономики с использование ИКТ

Поташева Л. Н.

ст.преподаватель кафедры экономики  МИОО,

Рыжова В.Н. директор,

Сизова Н.Н. завуч по УВР,

Касимова Е.Н. учитель экономики

ГОУ СОШ №769 СЗОУО     

Дополнительное образование в школе.

Преподавание экономики с использование ИКТ.

Для объяснения всякой мысли надобно начинать с азбуки, ибо люди гоняются за одними выводами, тогда как все дело – в основании…

Одоевский Владимир Федорович, русский мыслитель, «Русские ночи»

 

С начала 90-х годов одним из приоритетных направлений школы ГОУ СОШ №769  стало развитие экономического образования. Формирование и развитие экономической, предпринимательской и финансовой подготовки учащихся носит специальный характер и обусловлено реалиями современной ситуации страны в условиях рыночного ведения хозяйства. Опыт работы привел к созданию системы непрерывного экономического образования, цель  которого - дать молодым и перспективным получить теоретические и практические навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе в качестве личности, производителя и потребителя.

В течение многих лет педагогами школы формируют у учащихся экономическое мышление, экономическую культуру, целостную картину мира с пониманием значения экономики в нем. Изучение экономики в школе способствует формированию личности школьника, повышению социализации старшеклассников, умению мыслить, находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь. 

Концептуальной основой непрерывного экономического образования выступают три взаимосвязанных принципа: ориентация на эффективность, вертикальная интеграция, компетентностный подход.

Основа вертикальной интеграции - усиление взаимодействия различных ступеней образования. Важно, что формирование грамотности и компетенций должно происходить на всех ступенях образования в контексте национальной и общечеловеческой культуры. В условиях развитой вертикальной интеграции каждая последующая ступень выступает заказчиком по отношению к предыдущей ступени образования.

Компетентностный подход в общем образовании имеет как личностный, так и деятельностный аспекты, т.е. имеет и практическую (прагматическую), и гуманистическую направленность. Центральным понятием компетентностного подхода выступает компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенции подразделяются на ключевые и профессиональные; задача общего образования – формирование и развитие ключевых компетенций.

Ключевыми компетенциями называют те из них, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин «ключевые» подчёркивает, что компетенции данного вида являются своего рода «ключом» к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций достаточно много, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций: информационной,  проблемной, кооперативной и компетентностного подхода.

Из этих «кирпичиков» сложены составные ключевые компетенции, а именно: самообразовательная, исследовательская, методологическая, организационная, прогностическая и другие. Из них же состоят и комплексные ключевые компетенции (социальная, семейная, гражданская, личностная), представляющие собой готовность человека успешно выполнять определённую социальную роль (соответственно, члена общества, семьянина, гражданина и личности).

Ключевые компетенции становятся своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей выпускника - ожиданиям работодателя (и общества в целом) и полагается в качестве основного показателя той или иной компетенции.

Основные позиции компетентностного подхода применительно к школьному и дополнительному образованию таковы:

  • компетенции формируются в опыте деятельности; компетенция – это опыт решения той или иной задачи;
  • компетентностным является каждое задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Особое внимание педагогический коллектив ГОУ СОШ №769 СЗОУО уделяет проблеме дополнительного образования. В соответствии с образовательными запросами учащихся школы и их родителей в школе создана система дополнительного образования. Она функционирует по различным направлениям образовательной среды. Каждое объединение (или кружок) работает по программе, составленной преподавателем с учетом способностей учащихся, посещающих данное объединение. Ежегодно программы объединений адаптируются под уровень учащихся, вновь пришедших на занятия кружков. Учащиеся объединений занимают призовые места в окружных и городских конкурсах.

В школе действует разветвленная сеть творческих объединений учащихся, многие из которых построены по междисциплинарному принципу. Система дополнительного образования представлена 27 объединениями, работа которых направлена на расширение знаний учащихся, развитие творческих способностей, физическое и эстетическое развитие, социальное становление воспитанников.

Допрофессиональная подготовка в рамках дополнительного образования (далее – ДО) проводится по специальностям: швея, теория бухгалтерского учета.

Одной из главнейших задач для педагогического коллектива школы является задача - «научить детей учиться», то есть самостоятельно добывать, осмысливать и систематизировать информацию, нестандартно и творчески подходить к решению поставленной проблемы. Для этого в школе успешно функционирует система элективных курсов, разработанная в соответствии с интересами и потребностями учащихся:  « Бизнес и экономика», «Деловой этикет на английском»,  «Инвестиции и фондовый рынок», «Экономическая компьютерная грамотность», «Моя фирма», "Я в мире профессий", "Познай людей и самого себя".

Курс «Экономическая компьютерная грамотность»  - одно из направлений образовательной деятельности школы в системе дополнительного образования.

Программа курса -  это дополнительная общеобразовательная программа элективного курса для учеников в  системе дополнительного образования центров, школ, лицеев, гимназий, колледжей, старших классов общеобразовательных школ, студентов образовательных учреждений среднего полного профессионального образования (для любого профиля обучения).

Программа состоит из четырех модулей, объединенных единой целью (вертикальная интеграция):  дать школьникам основы экономических знаний, максимально используя возможности современных информационно-компьютерных технологий.

Программа данного курса  носит фундаментально-прикладной характер. Это обусловлено необходимостью включения в содержание курса теоретических подходов к организации, содержанию и методам обучения основам предпринимательской деятельности, основам финансовой грамотности, а также занятий по формированию опыта их применения  с использованием ИТ. Образование  обновляется на основе усиления практической направленности и реализации компетентностного подхода. Практико-ориентированному образованию необходимо базироваться на разумном сочетании традиций и новаций: фундаментального образования и практической подготовки.

Курс «Экономическая компьютерная грамотность» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса,

Новизна и оригинальность курса заключаются в сочетании традиционных методов преподавания и широком применении интерактивных обучающих программ, которые не только знакомят с основными понятиями и закономерностями рынка, но и формируют новый профессиональный подход к решению практических задач по экономике и организации работы предприятия.

Интерактивный режим программы обеспечивает постоянный диалог учеников с компьютером, предоставление учебной информации чередуется с контролем полученных знаний.

Преподавание  курса основано на широком использовании интерактивных моделей образовательных комплексов (далее – ОК) -  учебных пособий  CDR «Экономика и право», «Экономика. Практикум»,  «Экономика 9-11 классы» и компьютерных деловых игр: "БИЗНЕС-КУРС", «МЭКОМ».                                       

Курс рассчитан на учащихся, имеющих общую подготовку по информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий. Данный курс  - это хорошая иллюстрация претворения в практику принципа вертикальной интеграции: первый модуль преподается в  8-х классах, второй  - 9- х, третий – в 10-х, четвертый -  в 11 классе.

Модуль 1      Курс  «Основы потребительских знаний»

В настоящее время учащимся предлагается  специальный  предмет «Основы потребительских знаний», в результате изучения которого школьники приобретают  знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителей, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении, о месте и роли потребителей в рыночной экономике. 

Преподавание  основано на использовании учебных материалов учебного пособия  CDR (образовательного комплекса) «Экономика и право», структуру которого составляет перечень избранных сюжетов, связанных друг с другом гиперссылками. Выбор сюжетов диктуется тем, что они должны быть важны для овладения экономической и правовой грамотностью рационального потребителя и приобретения практических навыков, необходимых для существования в условиях рыночной экономики. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению экономических понятий.

Основное преимущество использования данных учебных материалов заключается в вариативности обучающего процесса. Модели предполагают использование различных вариантов исходных данных и, соответственно, получение различных результатов. Модели многофункциональны, обычно имеют несколько варьируемых параметров и позволяют учащемуся исследовать влияния различных факторов на моделируемый процесс, а учителю создавать практические задания различной степени сложности.

Интерактивные игры позволяют в игровой форме закрепить полученные знания и попробовать применить их в "виртуально-реальной" ситуации. Игры предполагают вариативность действий пользователя и получаемых результатов. В качестве приложения к курсу включены следующие компьютерные игры:

"Бизнес" - игра, имитирующая деятельность оптово-закупочного предпринимателя; "Цена и Спрос" - игра, моделирующая конкуренцию на рынках сбыта путем правильного распределения материальных ресурсов и ценообразования.

Контроль представлен тестовыми заданиями различных уровней сложности и предлагается учащемуся по завершении изучения каждого сюжета. Контрольные задания состоят из закрытых вопросов в форме тестов.                        

Модуль 2    Курс «Введение в экономику»

Базовым учебным пособием для изучения курса «Введение в экономику» является одноименный учебник В.С. Автономова, рекомендуется использовать учебники Киреева А. и Думной Н.Н. и др.  Преподавание  курса основано на широком использовании  учебных материалов «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»   (http://school-collection.edu.ru/), интерактивных моделей образовательных комплексов (далее – ОК) -  учебных пособий на CDR «Экономика и право», «Экономика. Практикум»,  «Экономика 9-11 классы» и компьютерных деловых игр  серии "БИЗНЕС-КУРС".  Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса внимание акцентируется на практическом значении изучаемых научных понятий.

Важной особенностью программы является ее прикладной характер. Компьютерные технологии  поддерживает высокий интерес учащихся к изучению предмета, прививают навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений.  Игры  моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся имеют великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные на уроках.

Модуль 3     Курс «Основы предпринимательства»

Курс рассчитан на учащихся, имеющих общую подготовку по информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя, и предназначен для использования в общеобразовательной средней школе в качестве учебного пособия в дополнительном образовании.  Базовым учебным пособием для изучения курса «Основы предпринимательства» является одноименный учебник Симоненко  В.Д. и авторская программа Касимовой Е.Н.  Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса следует акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий.  Преподавание  курса основано на широком использовании интерактивных моделей образовательных комплексов и компьютерных деловых игр.  Очень хорошо идет учебный процесс  с широким использованием учебных материалов «Единой коллекции  цифровых образовательных ресурсов»  в  разделах предметов «Экономика» и  «Технология». В содержание курса органично включаются теоретические подходы к организации, содержание и методы обучения основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности, а также занятия по формированию опыта их применения, в том числе с  широким использованием ИТ.

Модуль 4     Курс «Компьютерные деловые обучающие игры»

Во всем мире признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод компьютерных деловых игр. Его суть – управление виртуальным экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер. Школьникам предоставляется уникальная возможность управ­лять собственной компанией в условиях конкурентного окружения, то есть моде­лировать мир реального бизнеса. Используя компьютер, они могут собственноручно принимать стратегические решения. Игры  помогают применить знания, почерпнутые из курса «Экономика», в ситуации реальной деловой конкуренции.  Преподавание  курса основано на широком использовании интерактивных моделей компьютерных деловых игр: "БИЗНЕС-КУРС", «МЭКОМ».   

Компьютерные игры поддерживает высокий интерес учащихся к изучению предмета, прививают навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений.  Игра  моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся устанавливают цены на свой товар, определяют объем производства, объемы вложений в строительство и оснащение оборудованием, планируя расходы на маркетинг и научно-исследовательские работы, что дает великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные учащимися на уроках. 

Об  эффективности  (результативности) работы системы дополнительного образования школы в целом можно судить по достижениям учащихся – их участие в конкурсах, предметных олимпиадах:  первые и призовые места в конкурсах «Лидер», «Совята», «Искатели»,  в конкурсе «Если бы я был главой управы», ежегодное участие в работе окружной выставки «Молодежная ЭКПО»,  конкурсах «Юных талантов Московии».  Одной из самых популярных форм совместной деятельности детей и педагогов является проектная деятельность. В школе ежегодно проводится итоговая конференция школьников по проектной деятельности.  Свои работы ученики представляют и в  «Дни открытых дверей», проводящихся в школе  для родителей учащихся.

Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Вот таким образом осуществляется работа по созданию единой системы основного и дополнительного образования в ГОУ СОШ №769.

Библиографический список

  1. Сборник программно – методических материалов по экономике и праву. Составитель Поташева Л.Н., М., Вита – Пресс, 2010
  2. Дополнительные образовательные программы. Экономическое образование. №6 (12) 2010 авторы–составители Поташева Л.Н., Федоткина Т.А., Сахарова Т.А.    М. ФГУ ФИРО  2010  
  3. В.С. Автономов. «Введение в экономику». М., Вита – Пресс, 2008   
  4. М.Г. Лапуста и др. Предпринимательство. М., ИНФРА –М, 2009   
  5. П. Крючкова, Т. Кузнецова, М. Сонина, Д. Сорк и Д. Янин Под общей редакцией Е. Кузнецовой, Д. Сорк.  Учебник «Экономика. Основы потребительских знаний» для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс 2010
  6. А.Киреев.  «Экономика». М., Вита – Пресс, 2011

Образовательные комплексы - Учебные пособия  на CDR Москва, ООО 1С – Паблишинг», ЗАО «1С». 2005-2009:                      

  1. «Экономика и право»,
  2. «Экономика. Практикум», 
  3. «Экономика 9-11 классы»
  4. «Обществознание 10-11 классы» в двух частях

Компьютерные деловые игры 

  1. «МЭМ», «МЭКОМ»
  2. www.vkkb.ru   интерактивные обучающие деловые игры серии   "БИЗНЕС-КУРС":  Предприятие», «Корпорация»,  «Корпорация «Плюс»,  «Корпорация Максимум». Москва, ООО «ВККБ», 1995-2010

Интернет – ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/  «Единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов»
  2. www.ozpp.ru   сайт организации «Общество защиты прав потребителей» 
  3. http://edu.of.ru/tv/  единственный в России, странах СНГ и Балтии общедоступный  познавательно-просветительский  телеканал  "Школьник ТВ"
  4. http://www.vita-press.ru/     Издательство "ВИТА-ПРЕСС"   
  5.  http://www.1C.ru
  6. http://www.obr.1Cru
  7. http://www.mioo.ru

Опубликовано:

Сборник научных трудов XI  Международной  научно-практической конференции «Развитие инновационной инфраструктуры образовательных учреждений с использованием технологий «1С» ООО «1С - Паблишинг» 2011

  8 класс      Курс «Основы потребительских знаний»