Воскресенье, 23.07.2017, 23:33

Резервный сайт  школы№769                                                                               Тел.: (495) 495-44-30


Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Вход/регистрация

Социальная работа

Работа над разрешением конфликта

Конфликт – это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.

Конфликты бывают:

  • между личностями (ученик-ученик, ребенок-родитель, родитель-учитель, учитель-ученик, учитель-учитель);

  • внутри группы (учеников, учителей);

  • между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентаций в школе).


Чтобы предупредить конфликт необходимо:

  • разобраться есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;

  • установить направление развития конфликтной ситуации (обострения или угасания);

  • определить состав участников конфликта;

  • изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеры поведения.


Нужно также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:

  • кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайность);

  • недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно искажает ситуацию);

  • инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);

  • напряжение (когда взаимоотношение в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);

  • дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами)


Стили поведения которые могут провоцировать возникновение конфликтной ситуации:

  • стремление к главенству в общении, на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;

  • нарушение персонального пространства партнера;

  • намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;

  • неуважение личности партнера и его прав (перебивания, нежелание признавать его правоту в суждениях и т.п.);

  • постоянное навязывание своей точке зрения;

  • акцентирование внимания на своей постоянной занятости;

  • подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

  • несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.


При возникновении напряжения в общении необходимо:

  • проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;

  • держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

  • дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
    дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние, приблизится, наклонится к немцу;

  • признать свою вину, если объективно такая есть;

  • поступать предельно тактично, показать собеседнику, в чем как вам кажется, он тоже не прав;

  • показывать, что вы заинтересованы в проблеме собеседника;

  • разделять с собеседниками ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.


Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс включающий в себя:

  • анализ и оценку ситуации;

  • выбор способа разрешения конфликта;

  • формирование плана действий;

  • его реализацию;

  • оценку эффективности своих действий.

Успешность вмешательства педагога в конфликты подростков зависит от позиции:

  1. позиция авторитарного вмешательства, т.е. подавление конфликта;

  2. позиция нейтралитета, т.е. не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них

  3. позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт – показатель его неудач в работе с детьми;

  4. позиция целесообразного вмешательства в конфликт – педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение – либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.

Действие педагога в четвертой позиции позволяет контролировать конфликт и управлять им.


При взаимодействии с участниками конфликта педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:

  • поочередное выслушивание на совместной встрече применятся для уяснения ситуации в период острого конфликта;

  • сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;

  • челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

  • давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья» посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;

  • директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентах ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель: склонение сторон к примирению.


в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:

  • стараться поставить себя на место конфликтующей стороны;

  • не делать поспешных выводов, давая участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию;

  • не давать конфликту разрастаться;

  • стараться определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;

  • при обсуждениях анализировать мнения противников, искать компромисс путем определения общих позиций для оценок;

  • стараться пошагово разрешать любое напряжение.


Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать соперников, тренинги для формирования неконфликтного поведения.